С миру по нитке: EZ-Pass или дороги в США
Решил попробовать написать о том, как живется водителю в Америке, некоторые ньюансы ПДД США и провести параллели с жизнью на дорогах России где это возможно.
В одном посте все не уложится, поэтому данный пост посвящу дорогам Америки. Если уважаемому кадабро-сообществу будет интересно, могу продолжить тему в следующих «выпусках».
Итак, дороги в США: платные и не очень:)
Сразу хочу сказать, что за почти 8 лет жизни в США водительского стажа у меня 7 лет и покатался я по всему Восточному Побережью. Самая северная точка — Детройт(от Детройта через озеро перекинут мост в Канаду) и самая южная точка — Майами.
Не секрет, что в Америке наряду с обычными дорогами существуют и платные. По закону каждой платной дороге должна быть бесплатная альтернатива. Практика показывает, что это правда, но частично В большинство штатов (а побывал я без малого в почти половине штатов) въезд платный и хочешь-не хочешь, а платить придется. В одни штаты плата за въезд чисто символическая, в другие — достаточно дорого. Например, в штат Мэйн въехать 4 года назад стоило 50 центов, причем эти же 50 центов стоили проезд по платному хайвэю, а въезд в штат Нью-Йорк на данный момент стоит 8 долларов (еще 2 года назад цена была $6).
Лирическое отступление: интерстэйт хайвэй — трасса, которая идет через несколько штатов и имеет федеральное значение. Во всех штатах, через которые дорога проходит, она имеет тот же индекс-название. Например, достаточно известная трасса I-95 (ай-95) начинается в Нью-Йорке и заканчивается в Майами.
На всей своей протяженности дорога может быть частично платной — как правило если она на время сливается с платным хайвэем.
Естественно, для взимания оплаты в начале и конце платного отрезка установлены так называемые toll booths, водители их называют просто — толлс.
Когда я только начинал ездить в 2004 году, из 10 касс на толлах примерно 2-3 были для машин, оборудованных EZ-Pass, остальные 7-8 были обычными кассами, где расплачиваешься деньгами. Сейчас поменялось в обратную сторону — водителей подталкивают приобретать коробочки EZ-Pass (читается как изи-пасс, игра слов/созвучий от easy pass — упрощенный проезд).
В краце про EZ-Pass и зачем он нужен.
Выглядит это так:
Коробочка примерно 10х10 см, которая является магнитным ключом. При наличии такой коробочки надо проезжать толл через специально обозначенные кассы притормозив до указанной на знаке скорости — от 5 до 35 миль/час. Специальные сканнеры считывают показатели и снимают со счета необходимую сумму. Саму коробочку можно пополнять деньгами как обычную банковскую карту — выписал чек и отправил. Почта в Штатах работает как часы и письмо по городу идет сутки, по стране — 3 суток. Лично у меня настроена опция автоматического пополнения счета с моего банковского аккаунта, если баланс на EZ-Pass меньше $25.
На картинке слева направо: левая линия — наличный рассчет без сдачи, средняя линия — только EZ-Pass, правая линия — EZ-Pass или наличный расчет.
Плюсы коробочки очевидны — в кэшовые кассы всегда очередь, тогда как в EZ-Pass линии машины только притормаживают и после открытия шлагбаума едут дальше, не ожидая сдачи.
Качество дорог отличается в основном только в Нью-Йорке Дороги тут разбитые, постоянные ремонты, так как один из самых густонаселенных городов. В самом штате Нью-Йорк дороги хорошие, а в городе — ужас. Самые разбитые дороги в Бруклине и Манхеттене. Конечно, до «эталонной ямы», как в посте чуть ранее, далековато, но встречаются ямы, в которых можно и диск погнуть и бампер оставить. В Манхеттене еще хуже. Но как только выезжаешь за пределы города — красота и спокойствие. Как-то, возвращаясь из другого штата, обсуждали с приятелем качество дорог и при въезде в штат прямо напротив щита «Welcome to New York» мы влетели в такую яму, что потом с большим трудом сбалансировал колесо. А в Майами меня поразила дорога, которая сделана как гоночный трэк — с уклоном в сторону поворота под таким углом, что рулем даже помогать не надо — машина сама подруливает — проверял
Возвращаясь к дорогам платным.
Преимущества платных дорог:
— многополосность: 3-6 полос в одном направлении, встречное движение отгорожено либо бетонной перегородкой, либо травкой шириной метров 15-20, ну, короче — МКАД
— большое количество заправок/магазинчиков а-ля «радость туриста» и просто rest area — небольшая парковка размять ноги, сходить в туалет и/или выгулять собачку.
— немного более высокий скоростной режим. Обуславливается тем, что платная дорога идет в стороне от населенной местности и можно притопить тогда как бесплатный аналог в большинстве случаев проходит мимо/сквозь/ по касательной от населенных пунктов и часто бывает, что эта дорогая является основной магистралью данного населенного пункта со всеми вытекающими — светофорами, шоппинг-центрами и т.д.
— На некоторых хайвэях есть разделители по виду транспорта, например есть такой New Jersey Turnpike highway. Почти на всей протяженности имеет 4-5 полос только для легкового транспорта и еще 3 полосы для всех подряд (там грузовики едут, я стараюсь в те линии не соваться) и эти 2 части разделены между собой отбойником, чтобы всякие джигиты не перепрыгивали туда-сюда.
Для сравнения, в июне этого года мы с женой на машине поехали из НЙ в Чикаго. GPS был настроен вести самым быстрым путем, включая платные дороги. В итоге туда 825 миль и 13 часов(15 с остановками) и стоило это нам около $60 толлы, обратно настроил GPS объезжать платные дороги и получилось 980 миль и 16 часов (18 с остановками), но заплатил только $8 за въезд в штат НЙ и $1 еще где-то — уже не помню.
Кстати, у дорог есть названия, определяющие тип и, соответственно, класс авто, которые там могут передвигаться. Не берусь назвать все существующие, но основные такие:
— highway — ну это МКАД, понятное дело — всем можно , в южных штатах их называют freeway
— interstate — федеральная дорога
— state highway — дорога местного значения, индекс/название дороги актуально только для того штата, в котором она проходит.
— parkway — это дорога только для легкового частного транспорта, коммерческому транспорту, будь то даже малолитражка типа Оки — нельзя.
— turnpike — как правило платный хайвэй. Слышал историю возникновения названия из непроверенного источника. Название пошло из старых времен Дикого Запада, когда на дорогах между городами стояли бандиты с копьями, преграждающими дорогу и требовали оплату за проезд по дороге. Если платил, копье поднималось и можно было ехать дальше.Чем не современный toll booth?%) Отсюда и пошло название turn(поворачивать)-pike(копье).
Большие дороги типа хайвэев, парквэев и турнпайков имеют съезды — в черте города каждую милю (проверял по одометру), за городом — хз Съезд назвается EXIT. Находчиво, не правда ли?:) Каждый выход пронумерован для удобства ориентирования, а также может иметь буквенный индекс.
Согласитесь, очень удобно ориентироваться, когда тебе говорят «тебе нужен NJ Turnpike exit 13A». Кстати, дороги тоже имеют буквенный индекс по сторонам света. Если мы говорим I-95 S, то имеется ввиду, что по интерстейту 95 на юг(south), ну а в обратную сторону будет соответственно I-95 N(north). Я вечно путаюсь в сторонах света, поэтому если меня спрашивают, я прошу уточнить конечный путь назначения
С миру по нитке: США: Авто и все, что с ним связано: регистрация, страховка и т.д.
26
Не ожидал, что получу столько одобрительных отзывов за первый «выпуск», спасибо всем больше. Пока есть полчаса, попробую рассказать о своем опыте по владению, покупке, регистрации машины в Америке.
На данный момент у меня 4-я машина в Америке, а всего водил 7 машин (считаю машины от месяца и более).
Когда только получил права, был куплен сивик хэтчбэк 1994 года, на механике, через 1,5 года, после аварии, в которой машина была собрана в гармошку, купил 97 года Митсубиши Эклипс (механика), в течение 2 лет 2 аварии типа «hit-n-run» (ударил и свалил), продал и купил 2001 года Тойота Селика, а сейчас 2006 года Нонда Сивик седан (автомат). Также в промежутках между покупками водил отцовскую Шеви Люмина 96 года и дедовский Форд Торус 2001.
Итак, начнем с покупки авто. В последний раз с покупкой авто (до Америки) сталкивался, когдажили мы в Харькове, Украина. Отец покупал Опель Кадетт универсал 89 года и гнали его из Львова в Харьков. Помню, сколько нервов и сил тогда ушло на получение номеров, ТО и прочее. С момента покупки и до момента получения постоянных номеров прошло 3 недели. Когда оформляли транзитные номера во Львове, в ГАИ ошиблись в номере кузова и в Харькове машину 2 недели прогоняли по БД угнанных машин, потом полдня в ГАИ, ТО, которая машина не прошла из-за обязаловки въезда на ТО через мойку (платную). Тормоза не прошли ТО, как нам потом объяснили знающие люди — из-за воды на тормозных дисках.
Как это же процесс происходит в Америке. Все свои машины я покупал б/у у частников, про покупку у диллера расскажу из опыта родственников.
Всю необходимую информацию всегда можно найти на сайте DMV (Department of Motorvehicles — ГАИ ). Для покупки машины нужны всего лишь 2 бумажки — Bill of Sale (договор купли-продажи) и Title (защищенная бумага не хуже долларов, является подтверждением владения автомобилем).
Тайлт:
В зависимости от штата тайтл может выглядеть по-разному, но степень защищенности у всех примерно одинаков. И также одинакова информация, указанная в нем. Обязательно присутствует VIN номер машины, сокращенно марка и модель, объем двигателя, тип двигателя, типа машины (седан/купэ/хэтч и тд). Также указаны показания одометра на момент покупки машины. Ну и, естественно, адрес и имя хозяина. На обороте тайтла есть специальное место, где при продаже продавец вписывает свои данные (адрес и имя, роспись), а ниже ту же инфу указывает покупатель. Как только тайтл подписан — все, машина ваша. Без тайтла продать машину реально только по запчастям. Без этой бумажки машину даже нельзя утилизировать, поэтому тайтл я берегу не хуже паспорта
Вернемся к договору купли-продажи. На самом деле эта бумага нужна покупателю только для того, чтобы при регистрации машины государство понимало, за сколько была куплена машина и с этой суммы считает налог. Налог на данный момент в штате НЙ составляет почти 9% (8,875 если быть точным). Когда я покупал первую машину, я забыл взять эту бумажку и потом составлял ее сам, информация о продавце есть в тайтле в любом случае, а мой друг очень убедительно расписался за продавца:))) Естественно, существует практика занижения цены в договоре, чтобы платить меньше налогов:) Но это срабатывает только при покупке у частного лица и лучше с ним это обговорить, потому что есть малая, но вероятность, что вас проверят, позвонив продавцу и уточнив цену, за которую он продал машину. У меня лично такого ни разу не случалось, но как говорится, береженого Б-г бережет
Итого у нас на руках есть договор (он может быть написан либо от руки в произвольной форме, либо можно на сайте DMV скачать форму в ПДФке и просто заполнить) и тайтл.
Следующий этап — страховка. Есть 2 варианта как сделать страховку — по интернету непосредственно в страховой компании либо обратиться в страховому агенту. Плюс агента в том, что у них есть свои скидки в страховых и они могут сделать на 10-20% дешевле, чем при обращении напрямую. При покупке машины я обычно делаю страховку напрямую, а потом после регистрации машины уже спокойно обращаюсь к агенту и он подбирает более дешевые варианты. Так что переплачиваю я немного, а машиной пользуюсь сразу, так как страховку присылают в течение 10 минут после оплаты ПДФкой на почту — распчатал и готово.
По аналогии с КАСКО и ОСАГО тут тоже существуют 2 основных вида страховки — Liability & Full Coverage (Comprehensive) — односторонняя и двухсторонняя(полное покрытие). Разница в том, что при односторонней страховке человек страхует чужую машину То есть если он попадает в аварию и признают его вину, его страховая компания возмещает ущерб другой машине, а сам человек не получает ничего (за исключением мед. помощи, если необходимо). Если же этого человека признают невиновным, то от своей страховой он не получает ничего, а страховая той, другой машины, возмещает ему ущерб.
Если же имеется полное покрытие, то вне зависимости от вины восстанавливается машина, а дальше так: если он виноват, страховая горько плачет , а если не виноват, то его страховая получает деньги от страховой другой стороны самостоятельно.
Есть куча опций и нюансов типа:
— максимальная сумма повреждений (у меня до 150 тыс долларов)
— оплачивается или нет медицина (очень рекомендуется брать, тут медицина сильно дорогая — отец лежал 4 дня в госпитале, пришел счет на 8 тыс, благо страховка покрыла)
— обязательное страхование третьего лица (пассажиров)
— обязательное страхование другого водителя (тут имеется ввиду ситуация, когда вы передаете машину другому лицу и он попадает в аварию). Кстати, именно из-за этого обязательного пункта чтобы дать машину кому-то проехаться, просто нужно передать ему регистрационную карточку на машину и копию страхового полиса. Все — он может ехать. Никаких доверенностей и прочей бумажной волокиты. Также если ваша машина угнана и угонщик попадает в аварию — на вас не вешают долг, страховка расплачивается (непроверенная инфа — слыхал где-то краем уха).
Ну дальше уже куча деталей, которые не столь интересны, типа можно отдельно страховать стекла или до какой суммы сам ремонтируешься, а когда — по страховой.
При финансировании(покупке в кредит) или лизинге машины полная страховка обязательна. При лизинге на весь срок (обычно это 2-3 года), а при финансировании — до тех пор, пока не выплатишь всю стоимость машины.
Цена страховки зависит от новизны машины, водительского стажа, возраста, семейного положения и сколько водителей включены в страховой полис. Чем новее машина, тем дешевле страховка. Также влияет возраст — до 25 лет страховка бешеная, после 25 уже попроще. Если семейное положение женат/за мужем, то страховка дешевле, так как считается, что семейный человек более аккуратен, но если добавить жену/мужа как второго водителя, страховка увеличивается, при этом учитываются те же возрастные/семейные/стаж второго водителя.
Также на страховку влияет количество ДТП и штрафов. Причем тут очень интересная ситуация — если ловят за, допустим, превышение, выписывают штраф, который нужно оплатить. Страховая получает от полиции информацию о штрафе и имеет право повысить страховку, так как водитель плохо себя ведет Каждый штраф/ДТП «висит» в личном деле водителя 5 лет и в течение этого срока страховка повышенная, так что получается, что оплатой штрафа дело не заканчивается: двойное наказание — разовое в виде штрафа и на несколько лет в виде повышенной страховки.
Но есть возможность и понизить страховку — так называемый Defensive Course (6 часовая лекция по безопасности движения). Стоит $50-60, надо прослушать курс и получаешь справку, которую потом факсом отсылаешь в страховую и наслаждаешься 10% скидки на 3 года. Эта же справка нужна при получении водительского удостоверения в первый раз.
А теперь как я покупал последнюю машину. В субботу я нашел по объявлению в интернете машину и съездил ее посмотреть. Все устроило, договорились произвести покупку в воскресенье. В воскресенье продавец приехал ко мне домой, я рассчитался, продавец снял свои номера и уехал на метро домой. Покупал у девушки, с пробегом 68 тыс миль, 2006 года. Состояние было хорошее, только чуть побита краска на бамперах — ну это обычное дело в Бруклине — контактная парковка. И еще были чуть помяты пороги — видно упала с бордюра. Машина обошлась мне в $9300. Хотела 10000. Вообще, конечно, рисковая девушка — в метро с такой суммой налички Я ей предлагал отвезти ее на машине дяди, но она отказалась. Тут же, в воскресенье я онлайн сделал страховку и в понедельник пошел в DMV регистрировать машину. Пришел к открытию — в 8.30, в 9.00 вышел с номерами под мышкой и в 10:00 уже загонял машину на мойку и чистку салона
То есть, 15 минут сделать страховку, и еще полчаса получить номера, из них 25 минут — очередь к окошку. При регистрации показал свои права, договор купли-продажи и тайтл. Все бумаги, кроме прав, у меня забрали и через 2 месяца по почте прислали новый тайтл уже с моим именем.
Еще немного о тикетах(штрафах). В Америке есть 2 вида тикетов — traffic violation(дорожное нарушение) и parking violation(нарушение правил парковки). Если водителя останавливают на дороге — это дорожное нарушение. Тикеты бывают следующие:
— предупреждение
— штраф
— штраф и поинты
Про поинты я подробнее расскажу в следующем «выпуске» о получении водительского удостоверения и как можно его лишиться
Парковочные тикеты:
— штраф за уборку.
Примерно таким знаком указывается время и день уборки улицы. В этом промежутке проходит уборочная машина и если не убрать свое авто, то можно получить штраф + клеят большую желтую наклейку-стыдилку. Клеят ее на заднее боковое стекло и снять ее составляет большую проблему.
— штрафы за неправильную парковку. Самое страшное (читай — дорогое) нарушение парковки — если перекрыть съезд с тротуара. Ну всех перекрестках бордюры скошены до уровня дороги, чтобы инвалиные и прочие коляски могли пересекать дорогу. Если перекрыть это скос — $165 штраф. Я раз получил такой
— парковка на пожарном кране(fire hydrant — гидрант). По правилам парковаться на гидранте нельзя, рядом — можно, но не ближе 15 футов (5 метров) от него. Штраф $150 (2 года назад было, сейчас вроде еще больше). В инете видел фотки машин, запаркованых на гидранте. Пожарные разбили стекла и протянули пожарные рукава сквозь салон.
— штраф за просроченную оплату. Тут на дорогах есть так называемые парковочные митеры.
Когда паркуешься на митере, нужно его покормить 25 центовыми монетами. В зависимости от района за 25 центов можно парковаться от 10 мин до 30 минут (в НЙ) и митерпринимает только 25 центовики. Но в Майами, например, митеры принимают любую мелочь.
Также в зависимости от района на митере может быть максимальное ограничение времени парковки — от 1 часа до 4 часов. Нужно смотреть на надписи на столбах.
Так вот если запарковался и оплатил на час, а пришел через полтора, 99% того, что увидишь на лобовом стекле оранжевое письмо счастья. В Америке необязательно вручать тикет лично в руки — обычно их оставляют под дворником или пихают в щель между передним крылом и дверью. Потеряется тикет — через 25 дней по почте придет напоминание + пеня в размере 25% от суммы штрафа. Если не оплачен тикет и водитель остановлен полицией, машину могут конфисковать до того момента, пока не оплатишь все плюс заплатишь за хранение машины на штраф-стоянке (около 30 долл в день + услуги эвакуатора в районе 150-200). Так что лучше платить вовремя, а я имею привычку раз в 2-3 мес проверять онлайн, нет ли на моей машине каких-то неоплаченных штрафов.
Есть еще штрафы с камер. некоторые перекрестки оборудованы фотокамерами и если пересекаешь на красный свет, то камера делает 2 снимка. Если на 2-м снимке машина находится до середины перекрестка, то через 2 недели получаешь письмо с фото машины, номера и штраф на $50. В принципе, данный вид штрафа, как и штрафы за парковку и уборку, не влияют на страховку, потому что нет доказательств, что именно ты был за рулем машины в этот момент. Если же за красный свет ловит дорожная полиция — это очень плохо. 2 года назад было $250 + 4 поинта из 12 возможных.
Это основные виды штрафов.
Есть еще всякие типа неработающих лампочек, непройденного ТО или езды без прав. В большинстве случаев штрафы тако города дают в виде «fix-it-ticket» — почини-его-быстрее. Это значит, что у тебя есть 24 часа на устранение дефекта. Едешь в мастерскую, меняешь лампочку, получаешь чек за проделанную работу и отсылаешь вместе с тикетом — штраф отменяют. Мой приятель поставил себе на Селику прямоток и был остановлен полицией за «sound pollution» — дословно звуковое загрязнение. Штраф был 1500, и неделя на устранение. Также и с тонировкой/лампочками. Что касается езды без документов, за вождение без прав тоже достаточно большой штраф, но если ты их просто забыл дома, делаешь копию, отсылаешь вместе с тикетом и штраф снимают. Но «fix-it» штрафы зависят от рецидива. У полиции централизованая БД и если ты уже получал в ближайшее время подобный штраф, то 2-й раз уже отмазаться не получится. Но все эти штрафы так же не идут в твое водительское дело и не доходят до страховой компании.
Водительское удостоверение в Америке — основной документ. Американцы в большинстве своем не имеют паспортов на руках, потому что внутри страны он не нужен — только для поездок за границу.
В зависимости от законов штатов, права можно получить от 16 до 18 лет. В Калифорнии выдают с 16, в НЙ — с 18. Но эти права «с ограничениями» и на них стоят красные пометки «underage» — малолетка ))
Там есть какие-то ограничения типа нельзя водить в темное время суток без сопровождения человека со стажем вождения 3 года и выше. По достижению 21 года выдают уже обычные права.
Итак, как я получал права.
Сначала нужно сдать теорию. В DMV можно взять ПДД бесплатно (инфа от 2004 года, щас не знаю как, возможно уже надо платить). Записываться на сдачу экзамена не надо, каждый день в моем местном DMV с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 17:00 принимают экзамены в порядке живой очереди. Набирается группа из 5-10 человек, запускается в класс и 60 минут на тест — надо ответить на 20 вопросов и допускается 4 ошибки. Вопросы достаточно легкие, самые заковыристые на логику. Приведу пример того, на котором я ошибся (была 1 ошибка из 4 возможных):
— вы едете и видите аварию, что вы должны сделать?
а) остановиться и узнать все ли в порядке, предложить помощь
б) притормозить и проехать с осторожностью
в) остановиться и вызвать полицию
г) проехать не снижая скорости, перестроившись в ряд, дальний от места аварии
Можете попробовать себя )) Правильный ответ чуть позже в каментах ))
Экзамен, как вы поняли, в любимой американской традиции — multiple choise — выбери правильный из предложенного. То есть если хоть раз прочел, сдашь. Я лично 2й раз читал ПДД, стоя в очереди на экзамен. Права у меня были с 99 года, полученные в Харькове, но я не ездил вообще.
Сам экзамен проходит на бумажке, выдают анкету-вопросник, заполняешь свои данные и ниже вопросы с вариантами ответов. Закрашиваешь кружочек около правильного ответа обязательно карандашом, который, кстати, тоже выдают.
После того, как пройден письменный экзамен, тут же тебя фотографируют, платишь денежку (было 40, сейчас вроде 60 — не уверен) и выдают бумажну времянку с указанием имени и сроком действия 2 месяца вроде бы — же не помню.
Кстати, при получении ученических прав также нужно собрать документы, подтверждающие легальность пребывания в Штатах. в ПДД есть список документов и очки. Нужно набрать документов на 6 очков. Паспорт любой страны 2 очка, карточка соц) страхования(сейчас обязательно) 2 очка и подтверждение адреса проживания — 2 очка. Подтверждением адреса является любое официальное письмо — в моем случае был счет за телефон с указанным именем и адресом. Банковские карточки тоже считаются )
В течение 2 недель по почте приходят уже пластиковые полу-права Почему полу? Потому что называется это Learner Permit
В чем отличия этого пермита:
— имеешь право ездить за рулем если рядом человек со стажем вождения 3 года и выше
— не имеешь права ездить после заката
— имеешь право брать уроки возжения у инструктора.
— имеешь право на так называемый road test — экзамен по практике вождения
Я, после получения этого пермита сразу же онлайн назначил себе дату сдачи практики. Обычно там очередь и система тебе предлагает выбрать дату, время и место из имеющихся. Ели не ошибаюсь, раньше, чем через месяц после получения пермита практически нереально. Я получил пермит в начале мая, экзамен у меня был доступен самый ближайший — на 6 июня. Практика платная, к сожалению точную сумму не помню. Что-то в районе 40-60 долларов было в 2004 и дает право на 2 попытки. За третью надо опять платить.
На экзамен по практике ученик обязан принести справку о прохождении Defensive Driving Course (6 часовая лекция о безопасности движения), свой Learner Permit и машину. У принимающей комиссии нет своих машин и сдаешь на машине, которую предоставляешь. По закону это может быть любая машина, хоть соседская, естественно сам ты не можешь приехать, только с сопровождением. При сдаче теста на мотоцикле тоже обязан предоставить свой мотоцикл.
Но дело в том, что инструктора бздят принимать экзамен на обычной машине, не оборудованной доп. педалью тормоза для инструктора, поэтому шансов не сдать на свой машине гораздо больше, но опять же — по закону имеешь полное право.
Я собирался сдавать на машине друга и катался как ученик на ней, тренировался. Примерно за неделю до экзамена друг лишился машины (потерял права, а у него была просрочена виза, не было карты соц. страхования) и мне пришлось в срочном порядке искать инструктора с машиной. Потом уже я понял, что сглупил, так как даже люди с 20 летним стажем вождения заваливали практику. Почему? очень просто — мы по правилам ездим только на экзамене + первый месяц-два, а потом уже на мелочи не обращаем внимания. А вот здешние экзаменаторы еще как обращают Мне инструктор рассказывал, что каждый второй его клиент — русский со стажем от 5 до 15 лет и приходят к нему после проваленного теста на вождение. Например, кто из вас может запарковаться в parallel parking? Имеется ввиду задом между 2 машин, припаркованных у края дороги? Причем надо сделать это в 3 приема и не коснуться колесом бордюра. Также стать надо не дальше 1 фута (30 см) от бордюра, но не далее 1,5 футов (45 см). Скажу честно — я больше всего этого боялся и как я этот трюк сделал без ошибок — хз С тех пор по пальцам можно пересчитать, сколько раз у меня получалось по-учебному запарковаться.))))
Дальше — оказывается, экзаменаторы смотрят как ты пользуешься зеркалами и если каждые 30 сек не смотреть по всем зеркалам — не сдал. Если при движении назад повернулся — не сдал — надо по зеркалам ориентироваться. Ну и куча таких мелких нюансов, которые человек со стажем просто забыл/не знал/забил Ну и конечно же машина у моего инструктора была с доп. педалью. Я взял всего 3 урока (по 45 мин = $25 за урок) + $50 за предоставление машины на экзамен. Сдал с первого раза, причем экзаменатор меня первого выбрал. Была всего 1 ошибка — при подъезде с знаку STOP мелко/нервно/часто прижимал тормоз, что является показателем" некоей нервозности" — так мне расшифровал мой инструктор распечатку теста.
Касательно системы оценок — это тоже достаточно интересная тема. У экзаменатора с собой была сумка а-ля для ноутбука. Я так и подумал сначала, что там ноут. Нифига Когда он сел со мной в машину и открыл сумку, там оказался кусок поролона, знаете, как в фильмах показывают чемоданы для переноски оружия с вырезанным в поролоне местом под пекаль, глушитель и прочее Так и тут Только вместо пекаля и глушака с обоймой там был обычный КПК и какой-то девайс (скачала не понял, что это), который шнурком подключен к КПК. Как оказалось впоследствии, на КПК запущен софт, в котором экзаменатор отмечалошибки/нарушения, а это неизвестный девайс оказался принтером, печатает на рулоне бумаги — типа кассового аппарата, выбивающего чеки, размером с кубик Рубика. То есть во время езды экзаменатор тыкал в КПК, а после окончания он нажал кнопку «Печать» и это «кубик Рубика» напечатал мне, как оказалось, МОИ ПРАВА!:))) То есть экзаменатор не решает сдал я или нет, софт по количеству допущенных мной ошибок сам печатает резюме. То, что это устройство отпечатало, экзаменатор оторвал и вручил мне со словами «мы закончили». Я в полном ахуе выхожу из машины и иду к своему инструктору и только показав ему это клочок бумажки размером 3х10 см я узнал, что сдал. Позже я выяснил, что каждому ученику изначально дается 100 баллов и каждая ошибка отбирает от 100 определенное количество. нужно набрать не меньше 75 баллов (точную цифру не помню, но где-то так). Например, проезд на знак СТОП без полной остановки — минус 50 баллов (тоже точно не помню порядок цифр, но истина где-то рядом) и все — уже не сдал, можно разворачиваться и ехать домой.
Но я сначала думал, что это шутка — как можно ездить за рулем с чеком из супермаркета Оказало таки можно — в течение 2 недель по почте прислали уже обычные пластиковые права. Фоткаться еще раз нет необходимости, так как в БД есть моя фотка с ученических прав.
Первое водительское удостоверение выдается сроком на 4 года, потом каждые 8 лет. Все делается по почте — за пару месяцев до вашего дня рождения (права действительны по ваш д.р.) приходит уведомление, что пора и инвойс. Выписываешь чек/мани ордер (money order — кэшовый чек — если нет банковского счета, можно пойти на почту и купить мани ордер — типа разового банковского чека) и отсылаешь по указанному адресу. В течение 2-3 недель приходят новые права. По достижению определенного возраста (не помню точно, но вроде 35) приходит уведомление о том, что надо сфоткаться заново, но не прям щас бежать, а когда закончится срок действия текущего удостоверения.
Система поинтов(очков) или как лишиться прав
Существует система поинтов — в зависимости от степени тяжести нарушения можно помимо штрафа заработать и поинты. Всего на права можно получить 12 поинтов, после этого права забирают. На какой срок — зависит от обстоятельств/решения судьи. Например, как я писал в предыдущем «выпуске», за проезд на красный, снятый на камеру 50 долл и все, но если ловит полиция — жопа 2 года назад было $250 + 4 поинта. Я постоянно ссылаюсь на инфу 2 летней давности, потому что около 2 лет назад было повышение штрафов и я их помню, но недавно было очередное повышение и я пока не нашел новых «тарифов», надо бы сходить в DMV взять новую брошюру )
Конечно же, полученные поинты сразу негативно отражаются на страховке — она ползет вверх, но народ это не останавливает — почти каждый день вижу джигитов, пролетающих на красный.
Рассказывали про случай, когда парня остановили за красный + превышение + был пьян, выписали кучу штрафов на общую сумму $1000 + по сумму поинтов у меня было 12, забрали права, самого в наручники и в участок.
И тут начинается самое интересное
3 варианта отбирания прав:
— suspended license — приостановление действия вод. удостоверения
— revoked license — отзыв
— restricted license — ограничение
Suspended license
— могут временно приостановить действие удостоверения по причинам типа кучи неоплаченных штрафов. Как только платил и отослал подтверждение сего факта — действие удостоверения возобновляется
Revoked license
Ну это пипец — отзыв удостоверения, лишение прав на срок, установленный судом. В среднем лишают на год, например, водитель набрал 12 поинтов и до свидания. Через год нужно будет проходить весь процесс получения прав с нуля.
Restricted license
Ограничение передвижения. Суд может обязать пользоваться машиной, например, только для того, чтобы добираться на работу и обратно. В суд нужно предоставить пути передвижения и если копы поймают вне этих маршрутов — читаем выше про revoked license ))
С одной стороны бред, с другой — если человек живет в штате, где от дома до дома 15 минут машиной ехать, то есть смысл.
Кстати, поинты можно отбить с помощью все той же 6 часовой лекции — если не ошибаюсь, то она снимает 2-3 поинта.
На территории США можно ездить с правами других стран в течение 2-4 месяцев (нужно уточнять) и наличие обратного билета помогает в общении с полицией на эту тему. но имейте ввиду — могут не выпустить из страны в аэропорту, если за вами судебное разбирательство или неоплаченный штраф. Что касается замены прав, выданных другой страной на американские — не-а Особенно в НЙ. По закону при переезде из штата в штат человек обязан сменить права. Права штата НЙ заменяются на любые другие, но если человек приезжает в НЙ — ему все равно придется сдавать вождение.
По поводу вопроса от уважаемого Kakao по категориям — не совпадают с нашими. У меня класс Д — легковые автомобили с количеством пассажиров не более 7 человек.
Есть такие понятия как TLC license — требуется для водителей такси — нужно пройти drug test — тест на наркотики, заплатить пошлину и получить TLC — нужно периодически продлевать (платить пошлину) и проходить тест на наркотики. Раз в год или два.
CDL license — для водителей пассажирских вэнов с количеством до 14 человек. Тоже медицина и пошлина.
Что касается автобусов типа желтых школьных и тд — не владею вопросом, знаю только, что все, что связано с коммерческой деятельностью по перевозке людей — требует теста на наркоту, а при первом получении категории на автобус — и практики вождения + расширенную теорию типа «pre-trip inspection» — водитель автобуса обязан лично проверить работу всех лампочек/тормозов/прочей хрени по мелочи перед каждым выездом. В общем то, что мы с вами делаем и так
Кстати, права, фотка которых в начале страницы — нового типа «расширенные права» — биометрические. Внутри чип с биометрической инфой о владельце. Стоят почти в 2 раза дороже обычных.