Краш » Вт авг 24, 2010 8:15 am
О ситуации с ВАЗом
Навеяно постом «Mercedes vs РФ. Победила взятка», где автор допускает высказывания о том, что ВАЗ может забыть о производстве и не боятся банкротства. Мне думается, что многие люди, наблюдая ситуацию со-стороны (телевидение, радио, газеты, интернет), могут мыслить так же. Поэтому хотелось бы подробнее описать ситуацию и свои соображения на этот счёт.
Сразу хочу отметить, что не имею желания никого «переубеждать». Просто этим постом даю почву для размышлений.
Немного в историю
19 мая Дума городского округа Тольятти приняла стратегию развития Тольятти до 2020 года, основанную на стратегии развития АВТОВАЗа. Муниципальная власть, не имея на то никаких полномочий «указало» частному предприятию «Автоваз», как и когда проводить реструктуризацию, а так же привязало стратегию развития города к продажам Ваза, которые, согласно данному документу, должны составлять не менее 400 тысяч автомобилей в год. Иначе, согласно данному документу, стратегия теряет смысл. Из этого следует, что Ваз, проваливая план, приговаривает город к вымиранию?!? Такое решение было принято, вероятно, под давлением областных и федеральных властей. Для чего? Вероятно для того, чтобы было кого обвинить (тольяттинскую власть) в случае неблагоприятного исхода.
О росте продаж
Не так давно ходили слухи о увеличение роста продаж лады. Согласно статистике, в марте Ваз продал 34 177 авто (на 70% больше чем в феврале), а в апреле 52 тысячи. Здорово! А если взглянуть с другой стороны: сезонный спрос + программа утилизации. Однако, даже со всеми прелестями мартовских продаж Ваз не дотянул до запланированных в бизнес-плане показателях, согласно которым завод должен продать в 2010 году 400 тыс. автомобилей на внутреннем рынке и 50 тыс. на внешнем. Из этого следует, что в месяц Ваз должен продавать не менее 37 500 автомобилей, из которых 4 116 — на экспорт. Не трудно заметить, что даже мартовские продажи не «дотянули» до плана. А вот последующие… С первого взгляда последующие стремятся выровнять показатели, но это лишь временные «рывки», связанные с программой утилизации автохлама, а она вечно обеспечивать Автоваз продажами не будет (учитывая, что на модели ВАЗ приходятся не все заявки, а лишь 70%). И сколько не расширяй данную программу, однако число россиян, готовых ей воспользоваться — конечно.
Не будет программы утилизации — продажи Ваза упадут на четверть. Причем дело не всегда в «плохих машинах», а зачастую в ценах. Не секрет, что в Казани Лада «Калина» стоит на 50 тыс. дороже, чем в Тольятти. И чем длиннее цепочка диллеров — тем дороже конечный авто. Автоваз может лишь выстовлять «рекомендованые» цены, но прямо влиять на диллеров-спекулянтов не может. В следствие этого машины Ваза вываливаются из своей ценовой категории и завод получает «нерентабельность».
Проблемы планирования
Выше уже мной оглашалась известная программа утилизации. Согласно статистике от диллеров, более 50% заявок по данной программе — на «классику». Так же неплохо идет Lada4x4, более-менее идут «Калины», намного хуже «Приора», почти не продается «Самара». Из этого следовало, что Вазу стоило подкорректировать план производства начиная с апреля месяца, увеличивая производство «классики» и снижая производство менее ликвидных авто. И Ваз корректирует! «В связи с возросшим спросом на рынке производственный план АВТОВАЗа на апрель увеличен на 5,9% — c 40327 до 42702 автомобилей. Таким образом, производственный план апреля уже на 11,7% превышает план марта 2010 года», — сообщает пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ». Добавленные в план автомобили — это Lada 2105/2107, то есть «классика». Но радоваться нечему — «классика» разошлась, конечно, но остаются нереализованными «Самары» и частично «Приоры», которые теперь некуда будет девать, но труда и материалов они от этого потребили не меньше. Производственные планы на последующие месяцы построены аналогичным образом. Частично ситуацию спасали «Калины», которые хорошо пошли на экспорт, в частности в Германию. Хорошая машина, видимо поэтому, в соответствии со стратегией развития до 2020 года от нее и откажутся, заменив на новые машины на платформе «Logan» от Renault.
Долги и помощь автогиганту
Как я уже писал в комментариях к другой статье, ещё 1 апреля АВТОВАЗ договорился со Сбербанком и ВТБ о погашении долга на 28 миллиардов рублей и получении пятилетних кредитов примерно на ту же сумму. Средства на выплату банкам 28 миллиардов выделяет госкорпорация «Ростехнологии» в лице Чемезова, которая, в свою очередь, получила деньги из госбюджета.
Ситуация и вправду смешная, если взглянуть на неё с другой стороны. Сбербанк и ВТБ — полугосударственные банки. Деньги берутся из госбюджета, через госкорпорацию, для погашения кредита в госбанках, то есть, по сути, государство погасило из бюджета долг завода перед самим собой, только почему-то «переливая» деньги через «Ростехнологии», а не прямо — само по себе странно. Много проще было бы этот долг просто «простить», а не устраивать «круговорот бабла». Но тогда ничего из финансового потока и не «налипло» бы на руки госчиновников. Причем все это делается для того, чтобы у этих же банков снова взять в кредит ту же сумму. Странно?! А вот и нет! Дело в том, что долг ВАЗа перед Сбербанком и ВТБ был реструктуризирован, то есть по этому долгу не капали проценты. Если сейчас вернуть часть денег и взять их тут же в кредит снова — проценты опять будут начисляться. В итоге ВАЗ ничего не выиграл, а даже наоборот.
Но это еще не все. До 2020 года, в соответствии все с той же программой развития, одобренной правительством РФ, Ваз должен взять кредитов еще на 43-45 миллиардов рублей. При том что на заводе на данный момент висит более 40 миллиардов реструктуризированного долга перед Сбербанком и ВТБ и 10 миллиардов нереструктуризированного долга, по которому до сих пор капают проценты Газпромбанку и банку «Глобэкс». Короче, к банкротству всё почти готово. Осталось провалить план по продажам в 2010 году, чтобы окончательно доказать «нерентабельность» Автоваза.
А дальше?
Возможно (надеюсь, что ошибаюсь) «готовится почва», чтобы было возможно прикрываясь неминуемым банкротством, приступать к последнему этапу плана ликвидации Ваза — реструктуризации завода. Ведь, в пресс-релизе, опубликованном на сайте ОАО «АВТОВАЗ», 4 марта на заседании совместного стратегического комитета АВТОВАЗ и Renault «обсудили программу развития ОАО „АВТОВАЗ“ до 2020 года и концепцию реструктуризации компании (бизнес-план)». Завод будут резать по кусочкам и продавать на аукционе, пока не останется ничего, кроме сборочного конвейера, возможно того же Renault, на 20 тысяч рабочих мест в лучшем случае.
Пессимистично? А ведь схема уже отрабатывалась. Так закрывали завод «Москвич», где сначала Renault стала акционером, потом совместно разрабатывались всякие «народные авто», которые так и не сделали, зато произвели «Святогоры», принципиально не продаваемые, с неустранимым дефектом тонкого днища и т.п., потом «Москвич» объявили нерентабельным и продали по частям. Теперь это «Автофрамос», сборочный завод Renault, где работает 2,5 тысячи человек вместо 6000 рабочих «Москвича». Одно «но» — Москва не моногород.
Выводы
Если развал ВАЗа будет динамически развиваться — для Тольятти все кончится уже к 2014 году (возможно раньше). Не зря же в Набережных Челнах строится автозавод на базе Fiat — полный аналог АВТОВАЗа по модельному ряду и ценовой категории, который должен к 2012 году производить 500 тысяч авто — то есть полностью занять рынок, принадлежащий ВАЗу. Между прочим, на строительство данного завода из госбюджета в начале весны было перечислено 9 миллиардов евро.