Бензин будет дорожать еще минимум два года
http://izvestia.ru/economic/article3150904/Федеральная антимонопольная служба подозревает, что пять нефтяных компаний сговорились и подняли цены на дизельное топливо, рассказал глава ФАС Игорь Артемьев. Причем для прикрытия использовали биржу. Сами топливники валят все на рост мировых цен. И предупреждают: и в этом году, и в следующем удешевления не будет. "Известия" разбирались в ситуации
"Известия" уже писали, что только с начала года "дизель" подорожал на 7%, 80-й бензин - на 4%, АИ92 - на 2%, АИ95 - на 1%. Как ни крути, темпы выше, чем рост мировых цен на нефть. Артемьев это тоже заметил. Но особенно его возмутил ценовой всплеск на нашей, российской, топливной бирже.
- У меня вызывает удивление, что цены на бирже очень быстро выросли - непропорционально мировым, - отметил Игорь Артемьев.
Он напомнил, что биржевые торги в России изначально ввели ради того, чтобы установить справедливую цену на внутреннем рынке. Но по факту получается обратное: биржа фактически легализует завышенную оптовую цену, делает сговор законным. Впрочем, сговор еще надо доказать.
- Мы никого не подозреваем, но, зная наши нефтяные компании, у меня есть сомнения, - говорит Артемьев.
Проверить биржу ФАС не может, дело поручили Федеральной службе по финансовым рынкам. Если та выявит сговор биржевиков, ФАС заведет дело - уже третье за последние несколько лет.
- А это большие штрафы, - припугнул Артемьев.
Сами нефтяники в том, что они сговорились, да еще на бирже, не признаются. Винят во всем биржевые правила.
- Биржевая торговля - фактор, который должен был бы нас сдерживать. Но в части дизельного топлива она показала свою обратную сторону. Сегодня дизтопливо "ЛУКОЙЛа" продается на бирже по ценам на две тысячи рублей и более выше, чем с завода. Это какие-то космические цены. Мы к этому никакого отношения не имеем, - заявил Андрей Кирюшин из компании "ЛУКОЙЛ", выступая в среду на "круглом столе" в Медиа-центре "Известий".
Другие эксперты, приглашенные "Известиями", принялись рассказывать Кирюшину, откуда берется "космос". Во-первых, это налоговая политика государства. В России фискальная нагрузка на нефтяников составляет 60% (в США - 15-20%). А с нового года акцизы еще увеличили, что сразу же сказалось на цене.
Во-вторых, технологии нефтепереработки в России отстают от западных. По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, у нас из одной тонны нефти получается около 200 литров бензина, в то время как в США - 500 литров. В-третьих, свою роль сыграл и действующий с 1 января 2010 года техрегламент на моторное топливо. Топливо должно быть не хуже, чем предписывает третий экологический класс. Но поскольку не все российские заводы готовы к его производству, на рынке случился дефицит. А где нехватка - там рост цены.
- Повышение не последнее. В этом году акциз на бензин - 5672 рубля, в следующем году - 7382 рубля, а потом - 9151 рубль. Это означает, что из года в год мы будем здесь собираться и обсуждать проблему, почему у нас опять выросли цены на бензин, - предупредил Аркуша.
Таким образом, увеличение акцизов привело к тому, что литр бензина подорожал на 1,5 рубля. К 2012 году литр будет стоить дороже минимум на 5 рублей, резюмировал лидер движения автомобилистов России "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков/